11:43

Дом птицы не гнездо, а небо.
Все, что человек ощутил, испытал и прожил, записывается в его теле. И при необходимости или под воздействием большого напряжения психика может вернуться к этим ощущениям. Более того, многие поступки в "здесь и сейчас" могут опираться на переживания и ощущения, прожитые давным давно. Даже во младенчестве, даже внутриутробно. Опыт есть, он прожит, он диктует свое, и часто все рассудочные доводы пасуют перед этим опытом. Человек все логически понимает, а действует вразрез с этим пониманием. Знакомо?
Это происходит во многих ситуациях, у каждого в своих, в зависимости от прожитого опыта. Но есть и общие.

Например, каждый человек прожил состояние "мама - это весь мир". Никто не родился из автоклава, каждый имеет телесное проживание внутриутробного периода. А те, кому повезло, так же имеет опыт проживания уютного младенчества, когда мама чаще всего вовремя догадывается, что ты мокрый, голоден, замерз или хочешь спать. Таким образом, как бы мы не повзрослели и не изменились, как бы ни складывались личностные отношения с матерью, каждый человек несет в своем теле память о том, что когда-то было идеальное слияние.
Отсюда у взрослых, вполне адекватных и разумных людей, остается глубинное убеждение, что мама - человек особенный и уж она-то точно может понять своего ребенка и утешить его глубинные потребности. И отсюда гнев, когда она этого не делает, и попытки все-таки добиться, чтобы выполняла свою материнскую функцию, не филонила.
Часто эти ожидания растягиваются с мамы на обоих родителей. У человека возникает иллюзия, что родители ему должны. И гнев, что не дают или дают меньше ожидаемого. Младенческий такой гнев, яростный и беспощадный. Психика взрослого, конечно, его адаптирует, но все, что не получилось адаптировать, остается внутри и бьет по самому человеку.
Ну и конечно, когда личность матери недостаточно принимающая, сочувствующая, недостаточно поддерживающая, когда мать заботится о себе и своих интересах, а не интересах ребенка, это воспринимается как вселенская несправедливость и злонамеренность. При всех логических доводах младенческий опыт утверждает "она не не может, она просто не хочет" а значит недостаточно любит и вообще гадкая. А мы очень страдаем, когда нас не любят. Особенно те, кто обязан любить по определению.
Раскручивать весь этот клубок неприятно, довольно болезненно и довольно долго. Но в результате уходят претензии к родителям, вопросы к себе "что со мной не так, раз меня не любят?", разочарования от факта недополученного. Психика списывает все счета за долгие годы и перестает тратить силы на попытки купить гвозди в хлебном магазине. Внутри появляется покой, расслабляется какая-то долгие годы перетянутая струна. Но не провисает, а наконец начинает звучать умиротворением и силой. Это красиво.

@темы: рабочее, Рецепты счастья, размышлялки

Комментарии
14.02.2020 в 12:44

Я бы бог, но нет. Вы бедный и больной?? Ну-ка прекращайте!! О том, как тактично преподать совет, читайте в "Журнале продвинутых советоводов"
Ну и конечно, когда личность матери недостаточно принимающая, сочувствующая, недостаточно поддерживающая, когда мать заботится о себе и своих интересах, а не интересах ребенка

Звучит так, что если мать заботиться в какой-то момент о своих интересах - она недостаточно принимающая и поддерживающая (
14.02.2020 в 12:58

Дом птицы не гнездо, а небо.
Эрика #Фрай, психика ребенка интерпретирует это именно так. Каждый раз, когда мать заботится о своих интересах, а не о его.
А если вы ищите в этих словах мое отношение к такой матери - его просто нет. Никакого. Я вообще не поддерживаю идею, что есть какой-то шаблон, которому любая мать должна соответствовать. А значит в принципе в моем отношении к ситуации нет возможности оценить, достаточно она ему соответствует или нет.
14.02.2020 в 16:26

Евгения Персиваль Вульфрик Брайан Дамблдор
Хнык-хнык... Я в самом начале клубка.... И я хочу его раскрутить, я просто устала это тащить и в этом барахтаться.
15.02.2020 в 15:36

You were sick, but now you're well again, and there's work to do.
мне на пути этого процесса очень помогло, когда я чётко увидела в матери такого же "недолюбленного" ребенка. все вопросы сразу отпали.
15.02.2020 в 17:42

Ты "не равно" - твоя память. Ты "равно" - твои мечты.
Плюсую к предыдущему комменту.
15.02.2020 в 18:21

Евгения Персиваль Вульфрик Брайан Дамблдор
cold sea А мне было бы сложно увидеть, у меня бабушка в моем восприятии просто офигенная женщина. Не могу представить, что она маму недолюбила. Но вот сейчас по некоторым моментам понимаю, что там правила моя прабабка, свекруха бабушки. И мандюли получали все, бабушка, мама и тётка.
15.02.2020 в 20:14

Bats
MagdaM, я вот всё думаю, насколько психика ребёнка одинакова во всех культурах или всё-таки и дети, и матери в разных культурах воспринимают мир по-разному.
Скажем, в России культ детей. То есть, мать должна себя как личность стереть и жить интересами дитяточки.
Но ведь есть культуры, где матери не прекращают быть собой, и дети знают, что если не мать, то к ним подойдёт отец, а если не отец, то бабушка или няня.
16.02.2020 в 05:59

Дом птицы не гнездо, а небо.
Bats, знаешь, исследования детей и формирования и развития психики - это в основном НЕ российские работы. Англия, Америка. Европейские страны. И выводы сделаны там, про местных матерей и местных детей. Но когда я на них смотрю, понимаю, что все они релевантны для России тоже. Все то же самое. Так что, думаю, что здесь водораздел (если он есть) проходит по границам гораздо более масштабным, чем национальные. Возможно в христианской, мусульманской и восточных культурах простроение психики идет по разным каналам. Я не изучала глубоко вопрос.
И еще такой момент. Ты смотришь на то, какое отношение к детям в культуре сейчас. На данный момент. Но это отношение будет иметь последствия для взрослых, только когда нынешние дети станут взрослыми. На тех, кто взрослый сейчас, влияло то, отношение, какое было, когда они были детьми. И оно было вовсе не таким, как сейчас. В той же Швеции при всей их ламповости и чуткости к детям ( иногда, на мой взгляд, с перегибом) взрослые еще помнят те времена, когда, допустим, в школах было узаконены физические наказания.
К тому же во времена детства современных 35 и старше людей, царил авторитет доктора Спока и многие матери, желающие дать детям самое лучшее, следовали его рекомендациям, а они были весьма жесткие.
16.02.2020 в 13:37

Bats
MagdaM, да, абсолютно согласен с тобой и задумался, что, может, это глубинное ожидание того, что мама должна быть супергероем и что родители недодали - какая-то современная штука. Думаю, в каких-нибудь средневековьях весьма вероятно, что взрослым в голову не приходило, что родители им что-то там были должны. Они уже чувствовали, что выиграли в лотерею жизни, когда из многочисленных детей выживали лишь редкие, и детей даже в сравнительно недавние викторианские времена хоронили в общей могиле, потому что они ещё не успели пожить и как бы не люди.
Думаю, может, это мы сейчас разбалованные, все нам должны. И мы на всех обижаемся, что пришли в этот мир такие-растакие крутые и особенные, а оказалось, что нам не оказывают божественных почестей)))
Ну, я утрирую, конечно, но что-то в эту сторону думаю.
16.02.2020 в 15:15

Дом птицы не гнездо, а небо.
Bats, ну да, раньше детей с самого начала включали в систему и вопрос чаще всего был в том, что они могут дать всем остальным, а уж потом, что им можно взять от остальных.
Хорошая формулировка про чувство выигрыша в лотерею жизни :)
17.02.2020 в 06:45

Печенька не принесёт тебе мира (с)
Мне во всём этом больше всего помогло признание того, что да, мама может не любить меня, как ребёнка, просто не знать, что с таким подарком судьбы делать. Она и правда не знала, никто не знал, кроме моего отца.
18.02.2020 в 04:34

молчи и не останавливайся
Спасибо