Дом птицы не гнездо, а небо.
развитие ребенка с нуля лет
Развиваясь, ребенок последовательно проходит несколько стадий развития. Точнее, нет четкого момента, когда кончается одна фаза и начинается другая, но, тем не менее, в разный период времени у ребенка разные базовые потребности и разные зоны удовольствия. Вот по этим зонам и названы основные стадии развития. Первая из них начинается с рождением и называется оральной. Она названа так, в связи с тем, что зона удовольствия и основные интересы ребенка в этот период сконцентрированы вокруг рта. Питание, сейчас не только способ насытить тело, но и способ общения с матерью, то есть, в данный момент, со всем миром.
Не удовлетворяя базовые потребности ребенка, мы тем самым фиксируем его психическое развитие на данной фазе, и тогда уже во взрослой жизни он вновь и вновь, и уже совершенно другими способами, будет пытаться удовлетворить всю ту же потребность. И, если фиксация происходит на первых фазах, мы получаем психотический тип развития личности.
Итак, для того чтобы заново ощутить границы своего тела ребенок нуждается в пеленании. Но, кроме того, гораздо больше он нуждается в телесной стимуляции. Базовая потребность – потребность в прикосновениях, тактильном контакте.
Что произойдет, если эта потребность не удовлетворяется? В структуре психотических нарушений очень часто присутствует нарушение схемы тела. У шизофреника, например, очень часто бывает ощущение, что его нога заканчивается где-нибудь в соседнем помещении, а то и на улице. И, вообще говоря, для него это очень страшно. Если нога действительно на улице, то за нею сложно присматривать, а на улице, между прочим, ездят машины. То есть, нет никакой гарантии, что в следующий же момент с телом не произойдет что-то болезненное и, возможно, непоправимое. Просто представьте себе насколько это ужасно.
Если нет тугой пеленки, если руки объекта прикосновениями не обозначают границы, то ребенок не знает, где заканчивается его тело. Но ему нужны хоть какие-то ориентиры. И тогда границами тела станет распашонка. А в будущем – одежда. Одежда будет служить ограничителем тела. Есть масса людей, которые не могут спать ночью голыми. Есть множество детей, которые ни за что летом не будут снимать одежду. Им нужна плотная оболочка, чтобы чувствовать границы своего тела.
Кроме того, у ребенка есть потребность постоянно находиться в непосредственной близости от матери. Он помнит ее голос, звук дыхания, ее сердцебиение, и ему нужно каким-то образом вернуть эти ощущения. А значит, он начинает строить некие отношения с внешним объектом – то есть с матерью.
Маргарет Малер в своей теории объектных отношений описывает три фазы последовательного развития. Они различаются по тому, как ребенок строит отношения и каким он видит объект.
Итак, первая фаза или первая стадия развития (с первого примерно по третий месяц жизни ребенка) называется аутистической. Ее еще называют индифферентной или безобъектной. Аутистическая – означает, что человек замкнут на самом себе. Безобъектная или индифферентная - он ни к чему не имеет отношения. Когда ребенок рождается, он рождается с ощущением, что я – это и есть весь мир. Весь его предыдущий опыт нисколько этому не противоречил. Внутри утробы он был центром мира, он сам был миром. Это как раз и означает отсутствие психологических границ. Обратите внимание, с возрастом границы не расширяются, а наоборот сужаются. То есть от ощущения «Я - это весь мир» взрослея, нужно подойти к ощущению «Что я такое».
Итак, ребенок рождается с ощущением «Я – это весь мир». Из этого вытекает два важных следствия.
Первое – если ребенок чего-то не может - то есть не может чего-то получить - то это ощущение переносится на весь мир. Рассмотрим ситуацию, когда ребенок рождается, испытывает голод, а мама по каким-то причинам его не кормит. Вообще-то не может именно мама, но ребенок делает свой вывод: «Я не могу, я плохой и весь мир плохой». И второе, если ребенок голоден и мама его кормит, то вывод делается снова не в пользу мамы. Теперь ребенок убеждается в том, что «Я могу, я хороший и весь мир хороший». То есть в этом возрасте некая способность мамы (внешнего объекта) понимается ребенком, как его собственная.
Зачем все это нужно знать? Дело в том, что в этом возрасте формируются понятия «базового доверия» или «базового недоверия» миру. В зависимости от того, насколько полно и вовремя удовлетворяются его потребности, ребенок и будет воспринимать окружающий мир. Причем это базовое, глубинное доверие/недоверие к миру останется с ним на всю жизнь.
В аутистической стадии развития главное понятие, которым способен оперировать ребенок это комфорт/дискомфорт. Причем понятие дискомфорта генерализировано. Говоря более простым языком, если ребенку плохо, то ему плохо целиком. В этом возрасте ребенок вообще не умеет локализировать дискомфорт. Взрослый человек может испытывать голод, но при этом осознавать, что ему тепло, уютно и не одиноко. Если ребенок голоден, то ему плохо все. А раз ему плохо все, то он не может объяснить, что именно он хочет. И вот тут задача мамы – догадаться, и что-то сделать с этим самым дискомфортом, устранить его.
Подведем некоторый итог. Итак, для того, чтобы сформировать у ребенка базовое доверие к миру, необходимо полно и вовремя удовлетворять его потребности. Но для того, чтобы это делать, о потребностях нужно знать.
Первая потребность ребенка – потребность в тактильной стимуляции. Здесь есть свои подводные камни. Ребенок в ходе родов может получить родовую травму, и это бывает не так уж и редко, особенно травмы шеи. А травматизация шеи переживается как повышение тактильной чувствительности. В этом случае любое прикосновение вызывает болезненное ощущение. Но при этом потребность в тактильных контактах остается, она базовая. Что делать? Можно выложить ребенка на живот матери (или отца) и позволить ему самому прижаться и пригреться. Тогда идет контакт кожа к коже, причем на большой части поверхности тела. И ребенок сам покажет, достаточно ли ему такого лежания, или он хочет, чтобы его трогали.
Вторая потребность – не испытывать дискомфорта. Любой дискомфорт переживается ребенком на физическом уровне и описывается одним и тем же словом «боль». То есть и голод и холод и одиночество и другой дискомфорт переживается как состояние боли. Генерализированное состояние. Когда если болит палец, значит болит все, включая кончики волос. Такое ощущение знакомо взрослым людям, только если у вас боль очень сильная. И вот об этой боли ребенок сигнализирует плачем. Мама реагирует на плач и убирает дискомфорт.
Когда ребенок взрослеет, его физическая боль из генерализированной, которую терпеть практически невозможно, переходит в локализированную, которую уже можно переносить. И здесь формируется один из ранних механизмов психологической защиты – механизмов, позволяющих защитить психику от перенапряжения и срывов. Формирование механизмов тоже идет от простых к сложным. И самые ранние - самые простые, самые грубые. Во взрослом состоянии они будут работать только тогда, когда напряжение уж очень велико, и более тонкие механизмы психологической защиты справиться с ним не смогут. Итак, один из механизмов психологической защиты – перевод генерализированной душевной боли в боль физическую. Есть такой фильм, его современная версия называется «Девушка. Небо. Самолет.» Там есть момент – ОН не приезжает на свидание. Девушке больно и невыносимо одиноко. И тогда она берет нож и режет себе ладонь. Это не аутоагрессия, то есть не перенос агрессии на себя, при невозможности выразить ее внешнему миру. Хотя и выглядит как аутоагрессия. Но все же это другое, это попытка пережить невыносимую душевную боль, заменив ее болью физической. Поэтому, если ребенок любого возраста травмирует себя раз за разом, случайно или намеренно, это должно стать сигналом его близким, что ребенок живет в состоянии постоянного душевного дискомфорта.
Развиваясь, ребенок последовательно проходит несколько стадий развития. Точнее, нет четкого момента, когда кончается одна фаза и начинается другая, но, тем не менее, в разный период времени у ребенка разные базовые потребности и разные зоны удовольствия. Вот по этим зонам и названы основные стадии развития. Первая из них начинается с рождением и называется оральной. Она названа так, в связи с тем, что зона удовольствия и основные интересы ребенка в этот период сконцентрированы вокруг рта. Питание, сейчас не только способ насытить тело, но и способ общения с матерью, то есть, в данный момент, со всем миром.
Не удовлетворяя базовые потребности ребенка, мы тем самым фиксируем его психическое развитие на данной фазе, и тогда уже во взрослой жизни он вновь и вновь, и уже совершенно другими способами, будет пытаться удовлетворить всю ту же потребность. И, если фиксация происходит на первых фазах, мы получаем психотический тип развития личности.
Итак, для того чтобы заново ощутить границы своего тела ребенок нуждается в пеленании. Но, кроме того, гораздо больше он нуждается в телесной стимуляции. Базовая потребность – потребность в прикосновениях, тактильном контакте.
Что произойдет, если эта потребность не удовлетворяется? В структуре психотических нарушений очень часто присутствует нарушение схемы тела. У шизофреника, например, очень часто бывает ощущение, что его нога заканчивается где-нибудь в соседнем помещении, а то и на улице. И, вообще говоря, для него это очень страшно. Если нога действительно на улице, то за нею сложно присматривать, а на улице, между прочим, ездят машины. То есть, нет никакой гарантии, что в следующий же момент с телом не произойдет что-то болезненное и, возможно, непоправимое. Просто представьте себе насколько это ужасно.
Если нет тугой пеленки, если руки объекта прикосновениями не обозначают границы, то ребенок не знает, где заканчивается его тело. Но ему нужны хоть какие-то ориентиры. И тогда границами тела станет распашонка. А в будущем – одежда. Одежда будет служить ограничителем тела. Есть масса людей, которые не могут спать ночью голыми. Есть множество детей, которые ни за что летом не будут снимать одежду. Им нужна плотная оболочка, чтобы чувствовать границы своего тела.
Кроме того, у ребенка есть потребность постоянно находиться в непосредственной близости от матери. Он помнит ее голос, звук дыхания, ее сердцебиение, и ему нужно каким-то образом вернуть эти ощущения. А значит, он начинает строить некие отношения с внешним объектом – то есть с матерью.
Маргарет Малер в своей теории объектных отношений описывает три фазы последовательного развития. Они различаются по тому, как ребенок строит отношения и каким он видит объект.
Итак, первая фаза или первая стадия развития (с первого примерно по третий месяц жизни ребенка) называется аутистической. Ее еще называют индифферентной или безобъектной. Аутистическая – означает, что человек замкнут на самом себе. Безобъектная или индифферентная - он ни к чему не имеет отношения. Когда ребенок рождается, он рождается с ощущением, что я – это и есть весь мир. Весь его предыдущий опыт нисколько этому не противоречил. Внутри утробы он был центром мира, он сам был миром. Это как раз и означает отсутствие психологических границ. Обратите внимание, с возрастом границы не расширяются, а наоборот сужаются. То есть от ощущения «Я - это весь мир» взрослея, нужно подойти к ощущению «Что я такое».
Итак, ребенок рождается с ощущением «Я – это весь мир». Из этого вытекает два важных следствия.
Первое – если ребенок чего-то не может - то есть не может чего-то получить - то это ощущение переносится на весь мир. Рассмотрим ситуацию, когда ребенок рождается, испытывает голод, а мама по каким-то причинам его не кормит. Вообще-то не может именно мама, но ребенок делает свой вывод: «Я не могу, я плохой и весь мир плохой». И второе, если ребенок голоден и мама его кормит, то вывод делается снова не в пользу мамы. Теперь ребенок убеждается в том, что «Я могу, я хороший и весь мир хороший». То есть в этом возрасте некая способность мамы (внешнего объекта) понимается ребенком, как его собственная.
Зачем все это нужно знать? Дело в том, что в этом возрасте формируются понятия «базового доверия» или «базового недоверия» миру. В зависимости от того, насколько полно и вовремя удовлетворяются его потребности, ребенок и будет воспринимать окружающий мир. Причем это базовое, глубинное доверие/недоверие к миру останется с ним на всю жизнь.
В аутистической стадии развития главное понятие, которым способен оперировать ребенок это комфорт/дискомфорт. Причем понятие дискомфорта генерализировано. Говоря более простым языком, если ребенку плохо, то ему плохо целиком. В этом возрасте ребенок вообще не умеет локализировать дискомфорт. Взрослый человек может испытывать голод, но при этом осознавать, что ему тепло, уютно и не одиноко. Если ребенок голоден, то ему плохо все. А раз ему плохо все, то он не может объяснить, что именно он хочет. И вот тут задача мамы – догадаться, и что-то сделать с этим самым дискомфортом, устранить его.
Подведем некоторый итог. Итак, для того, чтобы сформировать у ребенка базовое доверие к миру, необходимо полно и вовремя удовлетворять его потребности. Но для того, чтобы это делать, о потребностях нужно знать.
Первая потребность ребенка – потребность в тактильной стимуляции. Здесь есть свои подводные камни. Ребенок в ходе родов может получить родовую травму, и это бывает не так уж и редко, особенно травмы шеи. А травматизация шеи переживается как повышение тактильной чувствительности. В этом случае любое прикосновение вызывает болезненное ощущение. Но при этом потребность в тактильных контактах остается, она базовая. Что делать? Можно выложить ребенка на живот матери (или отца) и позволить ему самому прижаться и пригреться. Тогда идет контакт кожа к коже, причем на большой части поверхности тела. И ребенок сам покажет, достаточно ли ему такого лежания, или он хочет, чтобы его трогали.
Вторая потребность – не испытывать дискомфорта. Любой дискомфорт переживается ребенком на физическом уровне и описывается одним и тем же словом «боль». То есть и голод и холод и одиночество и другой дискомфорт переживается как состояние боли. Генерализированное состояние. Когда если болит палец, значит болит все, включая кончики волос. Такое ощущение знакомо взрослым людям, только если у вас боль очень сильная. И вот об этой боли ребенок сигнализирует плачем. Мама реагирует на плач и убирает дискомфорт.
Когда ребенок взрослеет, его физическая боль из генерализированной, которую терпеть практически невозможно, переходит в локализированную, которую уже можно переносить. И здесь формируется один из ранних механизмов психологической защиты – механизмов, позволяющих защитить психику от перенапряжения и срывов. Формирование механизмов тоже идет от простых к сложным. И самые ранние - самые простые, самые грубые. Во взрослом состоянии они будут работать только тогда, когда напряжение уж очень велико, и более тонкие механизмы психологической защиты справиться с ним не смогут. Итак, один из механизмов психологической защиты – перевод генерализированной душевной боли в боль физическую. Есть такой фильм, его современная версия называется «Девушка. Небо. Самолет.» Там есть момент – ОН не приезжает на свидание. Девушке больно и невыносимо одиноко. И тогда она берет нож и режет себе ладонь. Это не аутоагрессия, то есть не перенос агрессии на себя, при невозможности выразить ее внешнему миру. Хотя и выглядит как аутоагрессия. Но все же это другое, это попытка пережить невыносимую душевную боль, заменив ее болью физической. Поэтому, если ребенок любого возраста травмирует себя раз за разом, случайно или намеренно, это должно стать сигналом его близким, что ребенок живет в состоянии постоянного душевного дискомфорта.
@темы: рабочее, слишком личное, личное, размышлялки
и еще - очень много слова "Итак", иногда не вполне удачно...
а как травма шеи связана с чувствительностью всего тела? 0.0
Ой. А до взрослого возраста этот эффект может сохраниться? Ну, в несколько измененном виде, конечно.
эмм, из текста я поняла такчто травма именно шеи ведет к этому ощущению.. "А травматизация шеи переживается как повышение тактильной чувствительности" - то есть для субьекта травма шеи оборачивается повышением чувствительности. а если бы травмы не было, повышенной чувствительности тоже не было.
или же имеется ввиду именно то что в самом раннем возрасте вообще не разделяется тело и если еще и получаешь дискомфорт в одном месте в процесе родов, то он становится базовым состоянием?
Lindwurm может, но про травмы шеи материалы не мои, я просто использую. Поэтому точно не скажу, как это развивается потом. Может быть по-разному.
з.ы.Я гость не потому,что хочу быть инкогнито - просто не вижу необходимости регистрироваться,т.к.дневников не веду.
Ломать ребенка по любому не правильно, нужно смотреть на него и отталкиваться именно от этого конкретного ребенка. Если Костик получал достаточно инфы от прикосновений (а насколько я помню ты прикасалась к нему часто) значит так тому и быть. Передоз, особенно формальный, как и любая крайность неполезны.
Просто иногда не пеленают ребенка не потому, что ребенок против, а ведомые определенной идеей воспитания, по типу - растим свободную личность. Вот это - зря.
Гость могу только повторить то, что писала выше. Ребенку необходим опыт, который показывает ему границы тела. Это может быть пеленка, это могут быть руки матери. Второе - предпочтительнее, потому что идет контакт, взаимодействие.
Если границы неочерчены, в более взрослом возрасте ребенок будет испытывать некоторую неуверенность в отношении своего тела. Это не интеллектуальная проблема. Человек может умом прекрасно понимать, что он весь тут, и руки и ноги и голова, но при этом бессознательные страхи базируются на представлении, что все это рассредоточено в пространстве и требует постоянного бдительного контроля, или случится что-то страшное. Нет точки опоры в теле, нет с ним четкой связи. Может быть некоторая раскоординация движений и так далее.
"Я-это вест мир" тоже подмечено как нельзя лучше, причем по идее с возрастом это ощущение не должно уходить сиьно далеко... ощущение это должно оставаться как базовое все равно, но наверное из-за того, что может в детстве много дискомфорта оно уходит? Или почему?
А еще я как-то думал, что если для ребенка он сам и есть мир, то мама для него вселенная.
И про перенос душевной боли на физическую... а я-то думал в какой момент это зарождается) Теперь понятно. Особенно интересно про бессознательнй травматизм.
Кстати, можешь посветовать какие-нибудь книги по возрастной психологии и психологии развития?
Угу. Я лет шесть резала себе руки (с разной степенью тяжести) именно по этой причине. Без суицидальных намерений и без демонстративных (очень важным аспектом было "я это делаю, а вам об этом ничего неизвестно и вы не узнаете"), а именно с целью перенести боль.
Я-это вест мир" тоже подмечено как нельзя лучше, причем по идее с возрастом это ощущение не должно уходить сиьно далеко... ощущение это должно оставаться как базовое все равно, но наверное из-за того, что может в детстве много дискомфорта оно уходит? Или почему?
Это ощущение и должно уходить, для того чтобы человек смог строить отношения. Ведь если он и есть весь мир, то строить отношения бессмысленно. Ты же не строишь отношения со своей левой пяткой или носом.
Должно оставаться ощущение базовой сопричастности миру, но оно открывается обратно, когда собственные границы простроены, вернее, открыться может и раньше, но без собственных границ это травматично.
Кстати, можешь посветовать какие-нибудь книги по возрастной психологии и психологии развития?
Я не знаю много хороших и внятных. Поэтому и хочу написать сама. Из популярных могу назвать две: Франсуаза Дальто "На стороне ребенка" и Заряна и Нина Некрасовы "Хватит детей воспитывать, помогите им расти". Вторая несколько агрессивная, уже из названия понятно, но мысли, которые она двигает, во многом верные. Когда я уставала от роли мамы, и начинали ускользать в ценности и приоритеты, когда очень хотелось соскользнуть в автоматизмы, я перечитывала кусочки этих книг.
stigies понимаю.
Те, книги, что я тебе сказала раньше, не просто о воспитании детей. Там возрастная психология просто подается популярно, через примеры и рассказывается как на основе этих знаний правильно выстраивать воспитание.
У меня сейчас такое ощущение от обучения, что в психологии может быть несколько взглядов на одни и те же вопросы и теорий, их объясняющих, так что каждый, по сути, выбирает то, с чем согласен и что по его опыту, знанию и исследованиям - работает.
Та же психология развития - Фрейд и Эриксон, теории черт и теории стадий жизни, и т.д.
У меня работает именно это. Причем работает именно так, как ожидалось. Я с этими теориями, о которых пишу, познакомилась до рождения ребенка, и строила наши с ним отношения, опираясь на эти знания. Тем, что получилось, я очень довольна. Мне нравится и то, каким растет сын и то, как складываются наши отношения. Не все идеально, но все хорошо
p.s. А нас в детстве пеленали вовсе не из-за границ, а чтоб ноги ровные были))))))
Ты в этих кусочках текстах дала мне часть ответов на вопросы, которые меня интересуют. пиши дальше